Изучение естественнонаучных предметов в школе — это вклад в будущее!
В современном мире, движимым стремительным развитием науки и технологий, знания в области естественных наук становятся необходимыми. Естественные науки лежат в основе многих открытий, которые улучшают нашу жизнь. Естественные науки учат решать проблемы, применяя исследовательский метод. Это навык, который полезен не только в науке, но и в повседневной жизни.

В современном мире, движимым стремительным развитием науки и технологий, знания в области естественных наук становятся необходимыми. Естественные науки лежат в основе многих открытий, которые улучшают нашу жизнь. Естественные науки учат решать проблемы, применяя исследовательский метод. Это навык, который полезен не только в науке, но и в повседневной жизни.
Многие современные и перспективные профессии требуют знаний естественных наук. Профессиональная ориентация школьников в области естествознания приобретает особое значение.
Эффективность профориентационной работы в школе строится на использовании разнообразных форм и методов. Интерактивные занятия, включающие эксперименты, проектную деятельность, научные игры и виртуальные лаборатории, позволяют школьникам почувствовать себя учеными; встречи с представителями профессий, экскурсии на предприятия.
Участие в конкурсах и олимпиадах стимулирует углубленное изучение естественных наук и позволяет учащимся проявить свои таланты. Профориентационное тестирование позволяет определить интересы и способности школьников, а использование цифровых ресурсов – онлайн-платформ, образовательных порталов, виртуальных экскурсий – расширяет доступ к информации о различных профессиях.
В нашей школе активно используют всё многообразие современных форм и методов в урочной и внеурочной образовательной деятельности, позволяющее формировать у школьников понимания важности естествознания . Уроки физики, химии, биологии, информатики, математики становятся началом формирования профессиональных интересов: пробуждают и усиливают интерес к предмету, к определенной профессии, знакомят обучающихся с конкретными отраслями народного хозяйства, с предприятиями, учреждениями, с условиями труда и другими вопросами, необходимыми для осознанного выбора профессии.
Осуществление предметной профориентации на уроках химии, биологии и физики, информатики, математики осуществляется через:
̶ изучение химических, биологических и физических процессов и закономерностей лежащих в основе технологических процессов;
̶ решение задач производственного содержания;
выполнение лабораторных и практических работ в том числе и производственно-технического содержания;
̶ решение исследовательских и конструкторских задач.
С 6 по 11 декабря 2025 года в школах города прошли необычные уроки информатики в рамках четвёртой всероссийской акции "Час кода". Старшеклассники ознакомились с видеоматериалами, где доступно показано, какие возможности для человечества сегодня открывают стремительно развивающиеся IT-технологии.
Такой урок - прекрасная возможность привлечь внимание учеников к предмету, рассказать, что программирование– универсальный язык общения и, конечно же, будущее всех коммуникаций. Данная всероссийская акция проводится Минкомсвязи России совместно с Минобразования РФ третий год подряд в партнерстве сведущими компаниями российской ИТ-отрасли. Цель акции – формирование и поддержка интереса подрастающего поколения к изучению информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей в глазах молодых людей.
1 апреля текущего года, в рамках школьной методической недели функциональной грамотности, девятиклассники школы стали исследователями на Открытом уроке по формированию исследовательских компетенций при изучении темы на уроке химии «Многоликий углерод: кислородные соединения».Возможно не каждый выберет профессию химика, но сформированное естественнонаучное мировоззрение ( понимание о физиологическом действии на организм человека химических соединений),умение устанавливать причинно- следственные связи и аргументированно высказывать свое мнение; навыки самостоятельной работы и самообразования в современном цифровом мире обязательно пригодятся каждому из них.
https://vk.com/wall-203889831_4900
В этот же день прошел необычный открытый интегрированный урок (биология и информатика) «Возможности использования образовательной платформы РЭШ, открытого банка заданий по естествознанию ФИПИ при формировании естественнонаучной грамотности на уроке биологии по теме «Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем человека. Дыхание. Механизм дыхания. Дыхательные движения.», который провели учителя школы: Кухтина Т.А.( информатика)и Алексашина Л.А. (химия и биология).
Развивая у учащихся мыслительные процессы, речь, память, внимание; умение рассматривать процессы от частного к общему; формируя научное мировоззрение, умение применять знания в практической жизни, показывая возможности использования образовательной платформы РЭШ, открытого банка заданий по естествознанию ФИПИ для подготовки к ГИА, учителя рассказали о редкой профессии – водолаза и необычайно важной профессии врача, коснулись профессий, связанных одновременно и с информатикой и с биологией.
В мае 2025 года в школе прошла защита Индивидуальных проектов в 10 классе ( куратор учитель истории Курбатова Е.А.).Проекты были очень разноплановые: исследовательские, познавательные, творческие, в том числе и профориентационные.
Во всех ОО города Сельцо созданы и функционируют центры образования естественно-научного, цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры "Точки роста" оснащены современным лабораторным оборудованием, компьютерами, видеокамерами и фотокамерами, 3D-принтером, тренажерами-манекенами, квадрокоптерами. Занятия на базе центров дают ребятам возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных конкурсах, получить возможность проектной и исследовательсой деятельности Для работы в центрах учителя школы повысили квалификацию, в том числе на базе детского технопарка «Кванториум» в городе Брянске. "Точка роста" - новые центры притяжения для ребят нашего города.
Инфраструктура центров во внеурочное время используется как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения города, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Большое внимание в Центре уделяется современным информационным технологиям и научно-техническому направлению. На занятиях дети учатся программировать на Scratch, создавать компьютерные игры.
Работая с современным оборудованием и, применяя современные методы вычисления, обучающиеся смогли ощутить себя учеными современности.
На базе центра проводятся внеурочные и кружковые занятия по астрономии, физике робототехнике, 3D моделированию, которые посещают около 85 учащихся школы.
В целях активизации работы Центров «Точка Роста», открытых на базе образовательных учреждений города, формирования у обучающихся глубокого интереса к изучению естественно-научных, физико-математических, технических наук, астрономии, IT-технологий в марте и апреле на базе «Точки роста» МБОУ СОШ №4 г. Сельцо были проведены открытые уроки и внеурочные занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся:
- Учитель физики Ефремов А.Г. «Физика вокруг нас» (7 класс)
https://vk.com/wall-203889831_4870
- Учитель информатики Ефремов А.Г. («3D- моделирование и использование 3Dпринтера» (8 класс).
https://vk.com/wall-203889831_4871
https://sh4-selco-r15.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/meropriyatiya/
https://sh4-selco-r15.gosweb.gosuslugi.ru/tochka-rosta/
Целенаправленная работа учителей естественнонаучных предметов и педагогического коллектива школы в целом способствует осознанному выбору профессии обучающихся, успешной карьере и в конечном итоге вкладу в развитие научного потенциала страны.